Панорама Африки и Ближнего Востока
В настоящем исследовании автор стремится выявить и проанализировать цивилизационные основания и характеристики государства в Исламской Республике Иран (ИРИ). Специальное внимание уделено рассмотрению взглядов лидеров ИРИ (Р. Хомейни, А. Хаменеи), исламских идеологов на природу власти и управления в исламе, на предназначение и приоритеты исламского государства, анализу иранской инициативы «Диалог цивилизаций» и места Ирана в мировых интеграционных процессах, таких как БРИКС. Показано, что в эпоху глубинной трансформации миропорядка устаревают действующие парадигмы и инструменты государственной власти, растет востребованность цивилизационного подхода. В этом контексте актуализируется вопрос о природе государства и пределах его участия в глобальных процессах. В центре внимания статьи находится проблема соответствия формы государства как инструмента реализации изначальной миссии иранского народа его предназначению. Методологической основой исследования является комплексный подход, исторический, сравнительный и сопоставительный методы анализа применены для выявления особенностей государства и цивилизации в Иране в контексте рассмотрения основных культурных и религиозных характеристик этой страны. Сделан вывод о том, что достижение целостности (тоухидность) в комплексной стратегии развития страны – это один из вызовов, стоящих сегодня перед Исламской Республикой Иран.
Азия: вызовы и перспективы
Статья посвящена анализу развития евразийской мысли в Турции. Анализ работ турецких специалистов, посвященных российскому евразийству, демонстрирует, что они обращают особое внимание на ряд моментов. Во-первых, указывается естественность подобной идеологической мысли для России, которая стремится стать ведущим государством Евразии и противопоставить себя западным странам. Во-вторых, отмечается важная роль прихода к власти В. В. Путина, под руководством которого страна начала трансформировать свою внешнюю политику, уделяя всё больше внимания постсоветскому пространству. Отличительной чертой анализа российского евразийства турецкими исследователями стала попытка представить его в негативном ключе. Видна тенденция на представление евразийской политики России как «неоимперской», а самой России – стремящейся взять под контроль данные территории. Очевидна проблема непонимания евразийства турецкими исследователями и неправильная трактовка действий и посылов России по отношению к Евразии. Развитие евразийской мысли в самой Турции обусловлено узким пониманием Евразии в рамках Кавказа и Средней Азии. Был сформирован ряд течений евразийства, среди которых выделены националистическое, мультикультуралистское и западное. Превалирующим в турецком научном дискурсе стало националистическое понимание евразийства, в результате чего оно начало ассоциироваться с пантюркизмом и политикой Турции по отношению к тюркским государствам и народам. Турецкие исследователи подчеркивают важность тюркских государств в рамках Евразии и их ключевую роль в этом географическом пространстве, что может стать основой увеличения их роли в регионе. Данное обстоятельство обуславливает более активную политику Турции в «тюркском мире» для обретения в нем регионального лидерства. Турецкое евразийство, лишенное основных концепций и принципов, не смогло сформироваться в вид адекватной идеологии страны в рамках ее внешней политики.
Статья представляет собой краткий экскурс в историю монгольского вертикального письма (монгол бичиг, или монгольской уйгурицы – уйгурского алфавита, приспособленного к монгольскому языку в XIII в.), пережившего ряд попыток реформирования и адаптации к разговорным языкам народов разных эпох, но сохранившегося до наших дней в качестве актуального средства общения, универсального способа коммуникации между монгольскими народами и элемента национальной культуры. Затрагиваются процессы перевода языков монгольских народов на латинский алфавит и кириллицу, происходившие в 1920–1940-е годы в СССР и Монгольской Народной Республике (МНР), а также проблемы реставрации традиционной вертикальной письменности как официальной графической основы и ее возрождения в искусстве каллиграфии, популярность которого в последние годы резко возросла. Обзор современных языковых ситуаций в основных регионах распространения традиционной монгольской письменности – России, Монголии, Внутренней Монголии Китая – показывает, что древняя письменная традиция не угасла и, адаптируясь к различным условиям и реалиям языковой политики, проводящейся в интересах государств, успешно обретает новые формы, оказывая положительное влияние на сохранение и развитие национальных языков сегодня.
Китайский глобальный проект для Евразии
Китайская Народная Республика (КНР) в настоящий момент – симбиоз древнего и современного, самодостаточного и открытого, мирного и жесткого. Такой инь-ян существовал на протяжении всей истории Китая как государства-цивилизации. В настоящее время, осознавая коренные изменения на мировой арене, а также имея для этого достаточные ресурсы (как политические, экономические, так и идейно-ценностные), Пекин стремится занять роль сознательного прагматичного лидера в многополярном мире. Он признает существование других государств-цивилизаций и, пока они еще не сформированы в своем статусе, не только выстраивает с ними всеобъемлющие связи и вовлекает в собственную картину мира, предлагая триаду инициатив, но и в целом встраивает их в «Сообщество единой судьбы человечества» с китайской спецификой и дискурсивной гегемонией. КНР в настоящее время, как сильная держава-цивилизация, не только способна «вдохновлять» и предлагать обтекаемые по формулировке идеи и ценности, но и готова контролировать их воплощение в жизнь. Цель данной статьи – раскрыть особенности «самости» Китайской Народной Республики и ее способности формировать собственные идейно-ценностные пространства. В работе используются лингвистический, исторический, социокультурный подходы, что позволяет комплексно рассматривать данную тему.
США: новые реалии
В статье дается оценка современного этнорасового состава населения США в структурном и территориальном аспектах на основе данных переписи населения США 2000, 2010 и 2020 гг. Для описания модели этнорасового развития США автором вводится индекс дистанцированности группы в обществе, учитывающий межгрупповые брачные предпочтения, и индекс межрасовой интеграции населения, основанный на расчете социальных дистанций между расовыми группами. Межгрупповая дистанцированность расовых групп рассчитывается на основе данных о множественном происхождении населения как результативных характеристиках важнейшего из видов взаимодействия между группами населения – брачного. На основании расчетных значений индекса межгрупповой дистанцированности предложена схема современной расовой и этнической организации населения США, отражающая специфику этнического развития государства. Обозначены две противоположные тенденции трансформации этнорасовой структуры населения США: 1) этническое развитие по принципу «плавильного котла» среди представителей старой иммиграции внутри расовых групп и в контактных зонах и 2) фрагментация общества по принципу «салатной чаши». Для макрорегионов США в соответствии с расчетными значениями индекса межрасовой интеграции населения на 2010 г. указаны преобладающие варианты этнорасового развития в соответствии с развитием ассимиляционных процессов или, наоборот, фрагментации общества. Далее на основе данных переписей населения 2010 и 2020 гг. произведена количественная оценка трансформации межгруппового брачного взаимодействия населения в макрорегионах США. В заключении результаты количественного анализа межгруппового брачного взаимодействия соотнесены с потенциальными рисками локальных или масштабных межрасовых конфликтов в макрорегионах США. Максимальные риски социальной и политической дестабилизации имеют штаты, входящие в состав макрорегионов с низким значением индекса межрасовой интеграции и соответственно высокой социальной напряженностью, – штаты Юго-Востока и Северо-Востока Центра, Южная Атлантика.
Российский опыт
Статья раскрывает проблему «догоняющей» модели самосознания и «запаздывающей» мировоззренческой рефлексии в связи с историософским понятием псевдоморфоза, предложенным Освальдом Шпенглером. Проблема исследуется в оптике новой методологии традиции-цивилизации как нерасторжимого социокультурного комплекса. В статье показано, что русская философская и общественная мысль предложила две масштабные программы преодоления псевдоморфозного типа развития: почвенничество в XIX в. и евразийство в XX в. Создание такого рода программ представляло собой своеобразные рывки, спровоцированные кризисом идентичности. Почвенничество выдвинуло из своей среды и отстаивало оригинальную теорию цивилизаций (культурно-исторических типов) Николая Данилевского. Эта программа и система Н. Данилевского явились реакцией на поражение России в Крымской войне и крушение иллюзий европоцентризма и органичного вхождения России в семью европейских государств. В свою очередь евразийство сформировалось как мировоззренческий ответ на каскад революций начала XX в. и продолжение на ином уровне западнического псевдоморфоза в радикальной форме. Предложенные две программы были не только реактивными, но и одновременно проактивными: в них осмысливались пережитые Россией исторические травмы и в то же время строились прогнозы и сценарии будущего, давался импульс к комплексному научному изучению России как цивилизации.
Статья посвящена исследованию зеленого национализма как социально-политического явления, объединяющего экологические и националистические аспекты, через анализ экологических протестов в национальных сообществах. В работе были исследованы эволюция и динамика экологических протестов в республиках СССР в период перестройки, а также современные экологические движения в российских регионах (Татарстане, Башкортостане, Ханты-Мансийском автономном округе). Основное внимание уделено тому, как экологические протесты переплетаются с националистическими идеями, превращаясь в инструмент политической мобилизации. Методология исследования основана на историческом, дискурсивном, сравнительном и контент-анализах, что позволило изучить эволюцию зеленого национализма, а также определить региональные особенности и общие закономерности протестной активности. В заключении отмечается соотношение зеленого и ресурсного национализма в позднесоветский и постсоветский периоды. Эти направления могут конфликтовать, но способны интегрироваться в период политической мобилизации и отстаивания национальных интересов. Основой для преодоления внутренних противоречий и укрепления единства общества в многонациональном государстве может стать идентичность, основанная на многоэтничности, поликонфессиональности и культурном многообразии. Основные выводы исследования подчеркивают, что выявление причин возникновения зеленого национализма является важным фактором предотвращения радикализации политических настроений в стране. Ключевую роль в этом поможет сыграть развитие зеленого патриотизма как более конструктивной и прогрессивной альтернативы развитию национальных сообществ.
В рамках дискуссии
Статья посвящена концепции «государства-цивилизации» как направлению в развитии цивилизационной теории. Анализируются история применения понятия «цивилизация», содержание, состав и структура цивилизаций, исторические и геополитические детерминанты противостояния Запада и России, углубление цивилизационного противостояния «ЗапаД - Россия» в XXI в., цивилизационно-исторические феномены «государства-нации» и «государства-цивилизации», цивилизационно детерминированные тенденции трансформации современного мирового порядка. Первоначально используемая для описания общественно-политической жизни в различных странах, на рубеже XIX-ХХ вв. цивилизационная теория становится самостоятельным научным направлением. Ее прорывным достижением является понимание истории как множества локальных цивилизаций с уникальной спецификой. Перспективным направлением циви- лизациологии становится анализ содержания, состава и структуры локальных цивилизаций, их подсистем и элементов, объединенных в уникальные целостные конгломераты. Исследуются исторические и геополитические детерминанты противостояния Запада и России, его углубление в XXI в. Особое внимание уделено «государствам-нациям» и «государствам-цивилизациям» как широко используемым в современной цивилизационной теории терминам, отражающим различные цивилизационно-детерминированные способы внутриполитического и внешнеполитического поведения государств. Формулируются предположения об их дальнейшем сосуществовании и взаимодействии, предстоящих трансформациях мирового порядка и новой ступени в развитии цивилизационной теории.
В статье представлены возможности библиотечного и наукометрического анализа при определении структуры, тематического охвата, ведущих научных институтов и образовательных организаций, авторов и редакторских коллективов научной области «исследование цивилизаций и методики цивилизационного подхода». Уточняется вклад российских авторов в развитие данного подхода и особенно сотрудников Российской академии наук, в частности Института научной информации по общественным наукам РАН. Комплексное исследование отдельной предметной области проводится на основе инструментария научной электронной библиотеки eLibrary. Значительное внимание в статье уделяется новому виду поиска с использованием искусственного интеллекта («нейропоиску»), выявлению его преимуществ и недостатков, а также определению предметной области «цивилизационный подход» при помощи поиска по ключевым словам. Анализируется значение публикаций по библиотековедению, библиографоведению и книговедению в развитии данной темы, определяются перспективы использования библиотечного и наукометрического анализа.
Вокруг книг
В статье представлена рецензия на книгу М. Ф. Стейано «Китайское право и его международная проекция: строительство сообщества с общим будущим для всего человечества», вышедшую в Сингапуре в 2023 г. В книге исследуются особенности китайского права, эволюция которого происходит под влиянием национальных реформ и международного права. С одной стороны, китайская правовая система основана на традиционных ценностях китайской культуры, национальном праве и включенных в эту систему норм и принципов международного права, с другой - внутреннее изменение китайского права и предлагаемые Китаем концепция «Сообщества единой судьбы человечества» и инициатива «Один пояс - один путь» отражают «обратную связь» - воздействие постулатов китайского права на развитие международного права и международных отношений в целях строительства «общего для всего человечества будущего». Китай в своих международных отношениях, реализуя различные программы и планы действий, руководствуется собственной иерархической системой ценностей и значимостью Дружественных отношений с тем или иным государством, с международными организациями. Автор, исходя из конфуцианской философии, установок Коммунистической партии Китая, пытается понять, как и почему Китайская Народная Республика действует в сфере международных отношений. Концепция «Сообщества единой судьбы человечества» предлагает строить международные отношения на основе общих интересов, «всеобъемлющего верховенства закона»; она способствует установлению нового многополярного миропорядка для защиты фундаментальных прав, международной справедливости и правосудия.
ISSN 2587-9324 (Online)