Preview

Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право

Расширенный поиск

Метаморфозы идентичности африкано-американцев в постсегрегационную эпоху и теория афроцентризма

https://doi.org/10.23932/2542-0240-2018-11-2-30-45

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена проблеме идентичности африкано-американцев в постсегрегационный период (после 1968 г.). Дилемма «двойного сознания» африкано-американцев, впервые обозначенная еще в конце XIX – начале ХХ вв., остается актуальной и по сей день. Потомки рабов, на протяжении столетий находившиеся на периферии американского общества, испытывали и отчасти продолжают испытывать внутренний конфликт, обусловленный наличием «африканского» и «американского» компонентов идентичности. В центре внимания авторов – афроцентризм, социокультурная теория, предложенная в 1980 г. Молефи Кете Асанте в качестве стратегии преодоления этого конфликта и конструирования особой формы коллективной «африканской» идентичности африкано-американцев. Теория, в основе которой лежит идея о центральном положении Африки и всех людей африканского происхождения в мировой истории, была призвана полностью деколонизировать и трансформировать сознание африкано-американцев. С целью избавления от приобретенного загоды рабства и сегрегации и наследуемого комплекса неполноценности афроцентристы предложили африкано-американцам реафриканизировать самосознание, обратиться к африканским культурным корням. В статье представлен краткий обзор истории афроцентризма, рассмотрены предпосылки его возникновения, интеллектуальные истоки, а также основные структурные элементы. Особое внимание уделено методологии и практике афроцентричного образования. Авторы анализируют концепты расовой идентичности, «черного сознания» и «черного единства» в контекстах теории афроцентризма и современных социальных реалий африкано-американского сообщества. В заключение дается оценка роли афроцентризма, границ и перспектив его распространения в среде африкано-американцев в контексте общих тенденций трансформаций их идентичностей в современную эпоху.

Об авторах

Д. М. БОНДАРЕНКО
Российская академия наук Институт Африки Российской академии наук Международный центр антропологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Учебно-научный центр
Россия

член-корреспондент, доктор исторических наук, профессор

заместитель директора по научной работе

директор

профессор Учебно-научного центра социальной  антропологии и Факультета истории, политологии и права Российского  государственного гуманитарного университета

123001, Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1



Н. Е. ХОХОЛЬКОВА
Институт государственного, муниципального и корпоративного менеджмента Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова Центр научного проектирования Российского государственного гуманитарного университета
Россия

ведущий менеджер

аналитик

Адрес: 150003, Ярославль, ул. Кирова 8/10



Список литературы

1. Асанте М.К. (2015) Африканская диаспора уникальна, потому что это не национальный союз // The Prime Russian Magazine. № 1 // http://primerussia.ru/interview_posts/493, дата обращения 10.02.2018.

2. Ассман А. (2016) Новое недовольство мемориальной культурой. М.: Новое литературное обозрение.

3. Бондаренко Д.М. (2016) Оттенки черного: культурно-антропологические аспекты взаимовосприятия и взаимоотношений африкано-американцев и мигрантов из стран субсахарской Африки в США. М.: Фонд развития фундаментальных лингвистических исследований.

4. Медведева О.О. (2016) Американский мультикультурализм: интеллектуальная история и социально-политический контекст. М.: Дело, РАНХиГС.

5. Попкова Л.Н. (2004) Гендерная политика США: формальные институты и практики // Общественные науки и современность. № 1. С. 164–173.

6. Akbar N. (1990) Chains and Images of Psychological Slavery. Jersey City: New Mind Productions.

7. Anderson B. (2006) Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. London; New York: Verso.

8. Ani M. (1980) Let the Circle Be Unbroken: The Implications of African Spirituality in the Diaspora. New York: Djifa.

9. Ani M. (1999) To Be Afrikan // Hartford Web Publishing // http://www.hartford-hwp.com/archives/30/084.html, дата обращения 10.02.2018.

10. Asante M.K. (1980) Afrocentricity: The Theory of Social Change. Buffalo, N.Y.; New York: Amulefi Publishing Co.

11. Asante M.K. (1987) The Afrocentric Idea. Philadelphia: Temple University Press.

12. Asante M.K. (1991) The Afrocentric Idea in Education // The Journal of Negro Education, vol. 60, no 2, pp. 170–180.

13. Asante M.K. (2002) 100 Greatest African Americans: A Biographical Encyclopedia. Amherst, N.Y.: Prometheus Books.

14. Austin A. (2006) Achieving Blackness. Race, Black Nationalism, and Afroсentrism in the Twentieth Century. New York: New York University Press.

15. Belgrave F.Z., Allison K.W. (2014) African American Psychology: From Africa to America. Thousand Oaks, CA: SAGE.

16. Bell B. (2005) The Contemporary African American Novel: Its Folk Roots and Modern Literary Branches. Amherst, MA: University of Massachusetts Press.

17. Caldwell R. (2015) America Should Embrace Immigrants // St. Louis American, September 10–16, 2015 // http://www.stlamerican.com/eedition/page_75d32403-1531-5d7d-aa9c-790218f32cb6.html#page_c5, дата обращения 10.02. 2018.

18. Du Bois W.E.B. (1963) A Proposed Encyclopedia Africana, 1963 // W.E.B. DuBois Papers (MS 312). Special Collections and University Archives, University of Massachusetts Amherst Libraries // http://credo.library.umass.edu/view/full/mums312-b156-i019, дата обращения 10.02.2018.

19. Eyerman R. (2001) Cultural Trauma: Slavery and the Formation of African American Identity. Cambridge: Cambridge University Press.

20. Eyerman R. (2012) Cultural Trauma: Slavery and the Formation of African American Identity // Cultural Trauma and Collective Identity (ed. Alexander J.C.). Berkeley, CA: University of California Press, pp. 60–111.

21. Jamison D.F. (2015) Cultural Misorientation // The SAGE Encyclopedia of African Cultural Heritage in North America (eds. Shujaa M.J., Shujaa K.J.). Thousand Oaks, CA: SAGE, pp. 317–322.

22. Kardiner A., Ovesey L. (1951) The Mark of Oppression: A Psychosocial Study of the American Negro. New York: Norton.

23. Nkrumah K. (1963) Opening of the Institute of African Studies. University of Ghana, Legon // Osagyefo Dr. Kwame Nkrumah Infobank // http://nkrumahinfobank.org/article.php?id=440&c=5, дата обращения 10.02.2018.

24. Richburg K. (1997) Out of America: A Black Man Confronts Africa. New York: Basic Books.

25. Shanafelt R. (2004) Conservative Critiques of African-American Culture: Anthropological and Philosophical Perspectives on the Claim of False Consciousness // Anthropological Theory, vol. 4, no 1, pp. 89–110.


Для цитирования:


БОНДАРЕНКО Д.М., ХОХОЛЬКОВА Н.Е. Метаморфозы идентичности африкано-американцев в постсегрегационную эпоху и теория афроцентризма. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2018;11(2):30-45. https://doi.org/10.23932/2542-0240-2018-11-2-30-45

For citation:


BONDARENKO D.M., KHOKHOLKOVA N.E. Metamorphoses of the African American Identity in Post-segregation Era and the Theory of Afrocentrism. Outlines of global transformations: politics, economics, law. 2018;11(2):30-45. (In Russ.) https://doi.org/10.23932/2542-0240-2018-11-2-30-45

Просмотров: 266


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-0240 (Print)
ISSN 2587-9324 (Online)