Preview

Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право

Расширенный поиск

Шиитское духовенство в политической жизни современного Ирана

https://doi.org/10.23932/2542-0240-2018-11-4-169-189

Аннотация

В статье анализируется роль шиитского духовенства в исламской революции и политической жизни ИРИ и рассматриваются возможности сохранения исламского правления в условиях модернизации иранского общества. ИРИ представляет собой особую модель развития общества и государства, созданную на основе концепции исламского правления, разработанной Хомейни. В основу государственного строительства были положены исламские принципы, и духовенство сумело установить практически абсолютный контроль над светскими структурами власти. Иранский режим нельзя рассматривать только как теократический. Он совмещает исламские идеи с основами республиканизма и допускает демократизм как форму политического участия. За почти 40-летний период своего существования (с 1979 г.) политическая система эволюционировала, что стало следствием экономического и социокультурного развития общества и влияния внешних факторов. Либерализация экономической сферы и развитие партий поставили на повестку дня перемены в политической жизни. В результате роль духовенства в политике стала сокращаться. Часть шиитских богословов, опираясь на идеи религиозного модернизма, поддерживает укрепление демократических элементов в системе власти и даже готовы рассматривать возможность изменения сути принципа «велаят-е факих». Но клерикалы, стоящие на позициях фундаментализма, не готовы идти на сокращение исламской составляющей. Они резко осуждают тенденции модернизации, усилившиеся в иранском обществе в последние годы, и пытаются вернуть страну во времена первого послереволюционного десятилетия. Однако общество уже не готово разделить такие подходы. Поддержка им либеральных сил в ходе выборных кампаний последних лет и нарастание протестных настроений свидетельствуют о стремлении иранцев к большей либерализации. Хотя и на Западе в среде оппозиционных режиму групп, и внутри страны звучат призывы к свержению диктатуры духовенства, еще не утрачены надежды на выход режима на демократическую траекторию. Если внешние факторы не окажут деструктивного влияния, то иранская исламская модель общественной модернизации может быть реализована.

Об авторе

Е. В. ДУНАЕВА
Институт востоковедения Российской Академии наук
Россия

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Центр изучения стран Ближнего и Среднего Востока;
доцент, Институт стран Азии и Африки, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.

Адрес: 107031, Москва, ул. Рождественка, д. 12.




Список литературы

1. Вознесенский А.Д. (ред.) (2011) Восток и политика. Политические системы. Политические культуры. Политические процессы. М.: Аспект-Пресс.

2. Дараби А. (2011/12) Политические течения в современном Иране. Тегеран: Исследовательский центр культуры и научной мысли (на перс. яз.).

3. Доктрина исламской революции. Избранные мысли и взгляды Имама Хомейни (2009). М.: Научная книга.

4. Дунаева Е.В. (2016) Политическая система Исламской республики Ирана: вызовы либеральной модернизации // Восток (Oriens). No 1. С. 111–120.

5. Кепель Ж. (2002) К «мусульманской демократии»? // Неприкосновенный запас. No 6 (26) // http://magazines.russ.ru/ nz/2002/6/kepel.html, дата обращения 21.05.2018.

6. Лукоянов А.К. (2009) Исламская революция. Иран – опыт первый. М.: Майпринт.

7. Мамедова Н.М., Санаи М. (ред.) (2001) Иран: ислам и власть: Сб. статей. М.: Институт востоковедения.

8. Скляров Л.Е. (1993) Иран 60–80-х годов: традиционализм против современности. Революция и контрреволюция. М.: Наука.

9. Ульченко Н.Ю., Мамедова Н.М. (2006) Особенности экономического развития современных мусульманских государств (на примере Турции и Ирана). М.: Городец.

10. Федосеенкова А.Н. (2011) Религиозно-политический модернизм в современном Иране. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.: ИВ РАН.

11. Филин Н.А. (2014) Концепция «марджаата» в реалиях современного Ирана // Государство, общество, международные отношения на мусульманском Востоке (Афганистан, Иран, Пакистан, Турция, этнический Курдистан, соседние мусульманские районы). М.: ИВ РАН, Крафт+. С. 210–218.

12. Хаджесарви Г. (ред.) (2011/12) Политика и власть в Исламской республике Иран. Тегеран: Университет имама Садега (на перс. яз.).

13. Шадлу А. (2002/03) Фракционизм в исламском течении. 1360–1380. Тегеран: Возара (на перс. яз).

14. Abrahamian E. (2008) A History of Modern Iran, New York: Cambridge University Press.

15. Ansari A.M. (2006) Iran, Islam and Democracy. The Politics of Managing Change, London: Chatam House.

16. Moussawi I. (2011) Shi’ism & The Democratisation Process in Iran with a Focus on Wilayat al-faqih, London, UK: Saqi Books.


Рецензия

Для цитирования:


ДУНАЕВА Е.В. Шиитское духовенство в политической жизни современного Ирана. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2018;11(4):169-189. https://doi.org/10.23932/2542-0240-2018-11-4-169-189

For citation:


DUNAEVA E.V. Shiite Clergy in Iran’s Political Life. Outlines of global transformations: politics, economics, law. 2018;11(4):169-189. (In Russ.) https://doi.org/10.23932/2542-0240-2018-11-4-169-189

Просмотров: 1330


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-0240 (Print)
ISSN 2587-9324 (Online)