Preview

Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право

Расширенный поиск

«Ориентальные» Церкви Леванта и Месопотамии в условиях продолжающейся социальной фрагментации

https://doi.org/10.23932/2542-0240-2018-11-4-150-168

Полный текст:

Аннотация

В нынешних условиях показательным является положение так называемых ориентальных церквей Ближнего Востока, которые объединяет сходство богослужебного языка, языка святоотеческого и исторического наследия – сирийского, а также общие черты «восточного» («ориентального») церковного обряда. Дохалкидонское исповедание веры этих христиан и их особый обряд, восточные религиознокультурные формы даже у католических униатских общин придали им своеобразие, сохраняющееся по сей день. Судьба этих древних автохтонных христианских общин складывалась не только в условиях иноверного окружения, но и в изоляции, а то и конфронтации с основными ветвями христианства. В настоящее время иерархи этих церквей принимают участие в деятельности мировых надцерковных структур, прежде всего Всемирного совета церквей. Характерной чертой этих общин стали сравнительно благополучные диаспоральные сообщества, которые намного превышают число единоверцев на исторической родине, а поэтому важной частью служения их церковной иерархии стали многообразные контакты с зарубежными епархиями. При этом на фоне подъема национальных чаяний курдов – их соседей по территориям исторического расселения – нередко используется и национальный аргумент, отсылающий к арамейскому или ассирийскому происхождению. Уязвимость положения паствы этих древних, но немногочисленных общин на Ближнем Востоке заставляет их искать материальную, а порой и политическую поддержку за рубежом. Россия пока использует только ресурс межцерковных отношений, показавший некогда свою несостоятельность, а между тем развитие культурных связей с этими общинами на их родине, финансовая подпитка различных проектов на светской основе вкупе с необходимой гуманитарной помощью могли бы также содействовать укреплению имиджа нашей страны на Ближнем Востоке. Реализация культурных, научных и образовательных инициатив по поддержке «ориентальных» общин могла бы стать еще одним направлением плодотворного участия России в судьбе региона, стать на пути наблюдаемой фрагментации ближневосточных обществ, способствовать улучшению положения названных общин и нормализации межконфессиональных отношений в целом.

Об авторе

А. В. САРАБЬЕВ
Институт востоковедения Российской академии наук
Россия

кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН.

Адрес: 107031, Москва, ул. Рождественка, д. 12.



Список литературы

1. Булеков А. (диакон) (1999) О Маронитской церкви // Альфа и Омега. No 3(21). С. 348–449.

2. Вселенский II собор (I Константинопольский) (2005) // Православная энциклопедия. Т. 9. С. 580–588.

3. Робертсон Р. (1999) Восточные Христианские Церкви: Церковно-исторический справочник. СПб.: Высшая религиозно-философская школа.

4. Родионов М.А., Сарабьев А.В. (2013) Марониты: традиции, история, политика. М.: Институт востоковедения.

5. Саввидис (Хофманн) Т. (2012) Собратья по геноциду (Ч. 3) // Анив. No2(11) // http://www.aniv.ru/archive/41/ sobratja-po-genotsidu-prodolzhenie2tessa-savvidis-hofmann/, дата обращения 23.03.2018.

6. Шайо К. (ред.) (2001) Богословский диалог между Православной церковью и Восточными православными церквами. Москва, Женева: ББИ.

7. Шайо К. (2013) Жизнь и духовность восточных православных церквей: сирийской, армянской, коптской и эфиопской традиций. Киев: Дух i Лiтера.

8. Aprim F. (ed.) (2010) Assyrians Face Religious Persecution and Ethnic Genocide Assyrians Face Oppression, Harassment, Intimidation and Murder in Iraq with the Rise of Arab Islamists and Kurdish Regional Power // http://www.atour.com/ news/assyria/20100424a.html, дата обращения 23.03.2018.

9. Armbruster H. (2013) Keeping the Faith: Syriac Christian Diasporas, Canon Pyon: SeanKingston Publishing.

10. Armbruster H. (2014) Linked Biographies in Changing Times. Syriac Christians in Vienna // Ethnologie Française, vol. 44, no 3, рр. 469–478.

11. Barnamaj wa al-minhaj al-siyasi liI’tilyaf al-Rafidain 144 [Political Programm of al-Rafidain 144 Coalition] (2018) // Zowaa, April 10, 2018.

12. Erol S. (2015) The Syriacs of Turkey: A Religious Community on the Path of Recognition // Archives de Sciences Sociales des Religions, no 171, рр. 59–80.

13. FitzGerald Th., Gratsias E. (eds.) (2007) Restoring the Unity in Faith: the Orthodox-Oriental Orthodox Theological Dialogue, Brookline, Mass.: Holy Cross Orthodox Press.

14. Girard A. (2013) Nihil Esse Innovandum? Maintien des Rites Orientaux et Négociation de l’Union des Églises Orientales avec Rome (fin XVIe – mi-XVIIIe s.) // Réduire le Schisme? Ecclésiologies et Politiques de l’Union entre Orient et Occident (XIIIe – XVIIIe siècle) (eds. Blanchet M.-H., Gabriel F.), Paris: ACHCByz, pp. 337–352.

15. Heyberger B., Girard A. (2015) Chrétiens au Proche-Orient: Les Nouvelles Conditions d’une Présence // Archives de Sciences Sociales des Religions, no 171, pp. 11–35.

16. Hofmann T. (2016) Die Vernichtung der aramäischsprachigen Christen im Iran und Osmanischen Reich 1914 bis 1918, Vortrag vom 14. Oktober 2011 (Gütersloh) aktualisiert.

17. Ibrahim G.Y. (Metropolitan of Aleppo) (1998) Preface // Chaillot Ch. The Syrian

18. Orthodox Church of Antioch and All the East: A Brief Introduction to Its Life and Spirituality, Geneva: Inter-Orthodox Dialogue, pp. 8–11.

19. Joseph J. (1961) The Nestorians and their Muslim Neighbors: A Study of Western Influence on Their Relations,Princeton, NJ: Princeton University Press.

20. Lévy M.-L. (1993) Tous les Pays du Monde // Population et Sociétés, no 282 // https://www.ined.fr/fichier/s_rubrique/18959/pop_et_soc_francais_282. fr.pdf, дата обращения 23.03.2018.

21. Messo J. (2001) Assyria and Syria: Synonyms? // Bahro Suryoyo, no 1–3.

22. Petrosian V. (2006) Assyrians in Iraq // Iran and the Caucasus, vol. 10, no 1, pp.113–147.

23. Pison G. (2017) Tous les Pays du Monde // Population et Sociétés, no 547 // https://www.ined.fr/fichier/s_rubrique/26889/547.population.societes. septembre.2017.tous.les.pays.du.monde. fr.pdf,датаобращения23.03.2018.

24. Poujeau A. (2014) Drama Chrétien ou Comment Parler Politique en Syrie // Ethnologie Française, vol 44, no 3, pp. 449–460.

25. Poujeau A. (2015) De l’Art Poétique pour Politique: Le Rituel Funéraire des Chrétiens du Sud de la Syrie // Archives de Sciences Sociales des Religions, no 171, pp. 139–163.

26. Raï B.B. (patriarch), Dillmann I. (2014) Dans les Pays du Levant, la Nuit Tombe sur les Chrétiens d’Orient // Revue des Deux Mondes, Mars 25, 2014 // http://www.revuedesdeuxmondes.fr/article-revue/dansles-pays-du-levant-la-nuit-tombe-surles-chretiens-dorient/, дата обращения 23.03.2018.

27. Rowe P.S. (2010) The Middle Eastern Christian as Agent // International Journal of Middle East Studies, vol. 42, no 3, pp. 472–474.

28. Wozniak M. (2011) National and Social Identity Construction Among the Modern Assyrians/Syrians // Parole de l’Orient, no 36, pp. 547–561.


Для цитирования:


САРАБЬЕВ А.В. «Ориентальные» Церкви Леванта и Месопотамии в условиях продолжающейся социальной фрагментации. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2018;11(4):150-168. https://doi.org/10.23932/2542-0240-2018-11-4-150-168

For citation:


SARABIEV A.V. “Oriental” Churches of Levant and Mesopotamia in Continuing Social Fragmentation. Outlines of global transformations: politics, economics, law. 2018;11(4):150-168. (In Russ.) https://doi.org/10.23932/2542-0240-2018-11-4-150-168

Просмотров: 64


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-0240 (Print)
ISSN 2587-9324 (Online)